Развитие информационного общества предполагает внедрение информационных технологий во все сферы жизни, но это означает и появление новых угроз безопасности – от утечек информации до кибертерроризма. В проекте Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации киберпространство определяется как «сфера деятельности в информационном пространстве, образованная совокупностью Интернета и других телекоммуникационных сетей и любых форм осуществляемой посредством их использования человеческой активности (личности, организации, государства)», а кибербезопасность – как «совокупность условий, при которых все составляющие киберпространства защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями». В связи с этим большое значение приобретает проблема «культуры безопасного поведения в киберпространстве».
Информационная безопасность
Детские безопасные сайты
РАЗЪЯСНЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ К НЕКОТОРЫМ САЙТАМ
- ВЕБ-ЛАНДИЯ - каталог сайтов для детей
- Мультфильм "Аркадий Паровозов спешит на помощь – Сомнительные сайты"
- Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет.
- Азбука цифрового мира
- Комиксы «Приключение Степы в Интернете».
- Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.
- Центр безопасного интернета в России: подросткам
- Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса для школьников 6-9 классов.
- База материалов в виде правил, презентаций, тестов и игр, объясняющих важность сохранности личной информации при использовании цифровых технологий.
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей»
- "Методические рекомендации для несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, наглядные информационные материалы по безопасному использованию сети "Интернет" в целях предотвращения преступлений, совершаемых с ее использованием, как самими несовершеннолетними, так и в отношении них"
Родителям
1. Что делать, если ваш ребенок подвергся травле в Интернете?
- Соберите документальные доказательства травли. Целесообразно сделать скриншоты, если вы решите подать заявление в полицию.
- Сообщите о факте травли администрации сайта или социальной сети, в которой это происходит. Вы также можете обратиться в Лигу безопасного Интернета по телефону или написав нам VK: 8 (800) 700-56-76, vk.com/liga.
- Заблокируйте обидчика. Посоветуйте ребенку не отвечать на издевательские сообщения, так как это может лишь разозлить обидчика и сделать хуже. Помогите ребенку заблокировать или удалить из списка друзей тех, кто занимается травлей.
2. Чаще всего вербовка начинается с личного и очень навязчивого общения.
Как обезопасить своего ребёнка?
- Обращайте внимание на поведение и новые интересы ребёнка: аниме, депрессивная литература, специализированные книги об оружии и стрельбе.
- Обращайте внимание, если ребенок в реальной жизни выполняет задания, полученные в Интернете, так называемые, челленджи. Они могут содержать опасные для здоровья действия, например: сделать фото в экстремальных условиях или пробраться на закрытую территорию. Такие челленджи начинаются с простых и безобидных действий, а заканчиваются потенциальной угрозой для здоровья и жизни ребенка.
- По возможности обеспечьте регистрацию ребенка в социальных сетях со своего компьютера или номера телефона, что позволит отслеживать его действия в Интернете. Следует помнить, что ребенок, вовлеченный в деструктивные сообщества, заводит второй (третий) аккаунт в социальных сетях, который держит в тайне от родителей.
- Необходимо помнить, что первым этапом вовлечения ребенка в деструктивные сообщества является его отдаление от родителей и близких людей, провоцирование конфликтов между ними, культивирование претензий, ненависти и агрессии к родным и друзьям. Поэтому не всегда вызывающее и агрессивное поведение ребенка по отношению родителям является искренним желанием и осознанным поведением несовершеннолетнего, а лишь результатом манипуляции его сознанием со стороны преступников. Поэтому очень важно не ссориться с ребенком и не конфликтовать, а пытаться всегда оставлять возможность для диалога, искать подлинную причину его поведения и устранить ее. Старайтесь постоянно поддерживать своего ребенка.
- Постарайтесь сдерживать внешние проявления бурных реакций на агрессивное и неконструктивное поведение ребенка или содержимое его переписки. Пытайтесь говорить с ребенком спокойно, без негативных эмоций объяснить ему недопустимость его поведения или почему тот или иной контент может представлять угрозу. Ребенок должен знать об опасностях общения с незнакомцами в Интернете, а также доверять своим родителям. Важно, чтобы в случае опасности, появления странных друзей или попытки втянуть ребенка в сомнительную деятельность, он, в первую очередь, обращался за помощью к родителям.
- В случае обнаружения нежелательных контактов в соцсетях ребенка и потенциальной угрозе, необходимо сообщать в полицию, прикладывая все имеющиеся доказательства: ссылки на группы и сообщества, скриншоты переписки, ссылки на аккаунты преступников и т.д.
3. Научите ребенка опасаться звонков с незнакомых номеров и не перезванивать на них.
4. Полезная функция: устанавливаем родительский контроль на цифровые устройства ребенка
Документы
Педагогам
Образовательный процесс касается наименее защищенных от пропаганды членов общества – детей и подростков. В связи с этим система информационной безопасности образовательной организации должна не только обеспечивать сохранность баз данных и содержащихся в них массивов конфиденциальных сведений, но и гарантировать невозможность доступа в стены лицея любой пропаганды, как незаконного характера, так и безобидной, но предполагающей воздействие на сознание обучающихся.
Педагогическому работнику крайне важно иметь навыки медиаграмотности и «информационной гигиены», уметь работать с современным программным обеспечением, знать основные аспекты информационной безопасности, а также применять указанные навыки не только в повседневной жизни, но и в образовательном процессе.
Информационная безопасность образовательной организации включает систему мер, направленных на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения какой-либо информации или внесения изменений в конфигурацию системы. Вторым аспектом данного понятия является защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.
Педагогическим работникам необходимо помнить, что в образовательной сфере большую роль играет система морально-этических ценностей. На ней должна основываться система мер, защищающих подростка от травмирующей, этически некорректной, незаконной информации. В целях защиты от пропаганды необходимо применять нормы федеральных законов «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», определяющие права несовершеннолетних на защиту от сведений, причиняющих вред здоровью и (или) развитию детей. К таким сведениям относится информация:
• побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
• способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
• обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
• отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
• оправдывающая противоправное поведение;
• содержащая нецензурную брань;
• содержащая информацию порнографического характера;
• представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
• вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.
Педагогическому коллективу необходимо регулярно принимать меры по предотвращению распространения в лицее информации, которая может травмировать психику детей. Это станет одной из основ информационной безопасности. Указанный комплекс мер целиком построен на создании внутренних правил и регламентов, определяющих порядок работы с информацией и ее носителями. Это внутренние методики, посвященные информационной безопасности, должностные инструкции, перечни сведений, не подлежащих передаче. Дополнительно должен быть разработан регламент, определяющий порядок взаимодействия с компетентными органами по запросам о предоставлении им тех или иных данных и документов.
Кроме того, эти методики должны определять порядок доступа детей к сети Интернет в компьютерных классах, возможность защиты некоторых ресурсов неоднозначного характера от доступа ребенка, запрет на пользование собственными носителями информации.
Методические и справочные материалы
Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве»
Методические рекомендации по проведению Единого урока по безопасности в сети «Интернет»
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
• 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению уроков безопасного Интернета в школе
• 2 Материалы для учащихся начальных классов к «Уроку безопасного Интернета»
• 3 Материалы для учащихся средних классов к «Уроку безопасного Интернета»
• 4 Материалы для учащихся к «Уроку безопасного Интернета»
Дополнительные методические материалы
- 1 Азбука информационной безопасности от Лаборатории Касперского